Сначала хотел дать ссылку, но помятуя, что многим влом загружать, решил всё поместить. Маленькая Беларусь и огромная Россия...
Вопрос не задаю. Высказывайтесь по поводу прочитанного.
Реформа ГАИ в Белоруссии.
Игра по правилам
Максим Приходько
Опубликовано в №04.2006
Поделитесь ссылкой с друзьями
Эту статью прочитали 3685 раз.
В наследство от распавшегося пятнадцать лет назад Союза всем входившим туда государствам досталось одно общее образование – госавтоинспекция.
Это была, наверно, самая многочисленная в мире дорожная полиция и при том самая неэффективная, если судить хотя бы по количеству ДТП. Каждая из этих стран в течение многих лет пыталась службу реформировать. Кому-то качественные изменения удались, кому-то, в том числе и нам, хвастать нечем.
Мы уже рассказывали, как проходили реформы в этой области в Польше и на Украине. А как обстоят дела у наших ближайших соседей – в Республике Беларусь?
ЭКСКУРСИЯ… В ТЮРЬМУ
…Ловлю такси в Минске, называю адрес управления Госавтоинспекции РБ.
– Что, парень, наделал делов? – в вопросе таксиста неподдельное сочувствие. После краткого объяснения – мол, я журналист из России, приехал писать статью – он разрешает:
– Давай пиши… Сам видишь, у нас ездить можно, не то что у вас…
Действительно, движение по улицам белорусской столицы плотное, но совсем не такое «экстремальное», как в Москве. Поток плавно движется от светофора к светофору, никто нагло не пытается обогнать по «встречке» или проскочить на мигающий «желтый»… Однако, по рассказам местных водителей, так было далеко не всегда.
Как водится, «базис», доставшийся в наследство, не радовал: в начале XXI века, в 10-миллионной Белоруссии ежегодно составляли более 4 миллионов протоколов об административных правонарушениях на дорогах. Сколько еще оплачивалось на месте – не знает никто. Пресловутые сержанты ДПС еще «советского разлива», как и в России, исправно «кормились» при вверенной им дороге. Сейчас их власть закончилась. Как шли реформы, вспоминает Александр Сверчинский, начальник отдела дорожно-патрульной службы Управления Госавтоинспекции РБ.
– Первым делом избавились от пресловутых сержантов. Теперь в ГАИ служат только офицеры. Запретили мелочные придирки и внедрили «метод участковых». Каждый из них должен четко представлять, где «на его земле проблемные места», и предлагать, что можно сделать, чтобы их ликвидировать – резко сократить нарушения и ДТП. Все это – отнюдь не наше местное «ноу-хау», так во всем мире. Куда труднее было приучить водителей к мысли, что наказание за нарушение неотвратимо. Любое! Взять ту же ситуацию с пешеходами…
…Это чистая правда! В Минске я, можно сказать, не задумываясь переходил улицу и там, где есть переход, и там, где его нет – водители меня все равно пропускали.
– Так ведь у нас не пропустить пешехода – самое злостное нарушение, – поясняет А. Сверчинский. – Карается оно оперативно и четко. Базовая величина тарифа за правонарушение (БВ) 29 000 рублей (примерно 390 российских – М.П.). Не пропустил пешехода – штраф 0,3–2 БВ (117–780 рублей). При этом есть и коэффициенты. Они могут заметно утяжелить сумму – до 20 раз, в зависимости от ситуации (несколько нарушений, создал аварийную обстановку и т.д.). Между прочим, если водитель не пропустил кого-то на пешеходном переходе, его могут вообще лишить прав на год!
Список «лишенческих» статей белорусского КоАПа довольно внушительный. Как и у нас, в Белоруссии лишают прав за управление транспортом в нетрезвом состоянии, передачу управления пьяному водителю и отказ от освидетельствования (до трех лет!). Если попался на том же самом повторно – можно о правах забыть надолго. Страшилки, скажете? Можно, наверное, как у нас, «договориться» с инспектором, ведь вышли-то мы из одного Союза? Но руководители ГАИ РБ уверяют: им удалось изменить ситуацию в корне.
– У нас всех новых инспекторов при приеме на работу обязательно ведут на «экскурсию» в республиканскую тюрьму, где содержат бывших сотрудников милиции, в свое время попавшихся на взятке. Это здорово отрезвляет! – усмехается Александр Сверчинский. – Сейчас таких случаев немного, но если уж поймали за руку – на суде обязательно будет все подразделение, где служил мздоимец. Тоже многому учит…
Забегая вперед, скажу, что слова офицера ГАИ подтверждают минские водители. На мой вопрос: «А можно у вас пройти техосмотр за деньги?» – таксист посмотрел на меня как на ненормального. «Это еще поискать надо такого дурня, что согласится за несколько десятков долларов в петлю лезть»... Оказывается, с февраля этого года ГАИ Белоруссии не имеет отношения к проведению ТО – ныне это прерогатива компании «Белтехосмотр». На всей территории страны действуют 152 станции, уполномоченные Минтрансом республики проводить техосмотр. Стоимость его для легкового автомобиля, независимо от формы собственности, – 19 500–20 700 бел. руб. (около 270 руб. РФ). Именно станции, а не ГАИ, осуществляют контроль за техническим состоянием и выдают заветный талончик.
– А что же осталось вам? – поинтересовался я у Александра Сверчинского.
– Нам? Забота о безопасности на дороге. Наказать же – не самоцель, цель – предупредить ДТП.
Между прочим, и для этого недавно здесь изменили правила обучения в автошколах. Курс обязательного практического вождения составляет теперь 40 часов, в том числе, независимо от времени года, занятия на скользком покрытии. В курс включены психологический тренинг и отработка умения буксировать автомобиль (!).
Бич российских городов – маршрутные такси, согласно последним изменениям в белорусских правилах, могут двигаться только по крайней правой полосе, и борьбу с лихачами за рулем маршруток ведут нешуточную – от лишения прав самих водителей до отзыва лицензий у компаний-перевозчиков. Кстати, о любом гаишном рейде страна узнает загодя, из сообщений СМИ («Мы, конечно, поймаем меньше нарушителей, но предупредим больше нарушений»). Так что не зря белорусы к Европе ближе нас – они из опыта соседей взяли самое лучшее…
ПО УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА
В Европе белорусскую власть обвиняют в авторитаризме. Формально можно поставить в упрек и то, что все изменения в Правилах дорожного движения в РБ утверждает лично Президент. Вот и последние изменения появились в конце прошлого года – 28 ноября Президент РБ А.Лукашенко подписал указ № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Но нельзя при этом не сказать, что, прежде чем стать законом, изменения в виде проекта были вынесены на всенародное обсуждение и за полгода поступило более 1,5 тыс. предложений от граждан, общественных объединений, ведомств и т.д. Говорят, часть из них нашла отражение в указе. А у нас, в демократической стране, последние изменения появились в одной лишь газете всего за три дня до вступления их в силу…
Одно из самых обсуждаемых в республике новшеств касалось требования об остановке автомобиля. Сделать это, как и раньше, могут сотрудники ГАИ «путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета». Но теперь такое право получили все милиционеры, военнослужащие, таможенники, фининспекторы, транспортные инспекторы и даже сотрудники государственной инспекции охраны животного и растительного мира! При этом, однако, они должны быть обязательно в форме и «использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом». Более того, «в темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком», причем такое право предоставляется им «только для осуществления возложенных на указанные органы функций». Насколько я понял, с введением этого пункта фактов произвола людей в форме пока зафиксировано не было.
…На вокзал в Минске меня вез словоохотливый пожилой таксист. Долго выспрашивал, как у наших водителей складываются отношения с ГАИ. А потом рассказал, что, когда в январе в стране стояли тридцатиградусные морозы, экипажи ГАИ разыскивали по трассам сломавшиеся машины, вызывали эвакуаторов, а в ожидании поили водителей и пассажиров горячим чаем (!)… И подытожил: «У нас ездить можно, у нас порядок…»
…Рано утром, выйдя из вагона поезда, я через пару минут по инерции, не глядя, шагнул на пешеходный переход у Белорусского вокзала. И тут же получил свое от московского таксиста: «Ну, куда прешь, идиот?». Правда, куда это я? Я же домой приехал, в Москву...